Анонсы нотных сборников

Светлана Смоляр
Пьесы для альтовой домры и фортепиано

От составителя

    Данный сборник пьес предназначен для начального обучения на альтовой домре. Он адресован детям, перешедшим на альтовую домру в ДМШ или ДШИ и получивших базовое образование на домре малой (1-3 года). Пьесы в сборнике подобраны по принципу от простого к сложному, на основе музыкальных размеров. Произведения в музыкальном размере начинаются с более простой пьесы и заканчиваются более сложной.
    Произведения направлены на работу с основными приёмами игры и их сочетаниями, важное место в сборнике уделено совершенствованию навыка обратного движения. Некоторые пьесы в сборнике сопровождаются поэтическими текстами, предназначенными для улучшения работы со звуком, интонацией, а также с основами формообразования.
    В целом сборник ставит несколько задач для юного альтиста:
- освоение диапазона альтовой домры, применение всех струн в разных регистрах альтовой домры (в нижнем, среднем, высоком), обретение навыка свободного перемещения в позициях;
- совершенствование навыка владения основными приёмами игры в разных сочетаниях (особое внимание к обратному движению);
- освоение артикуляции длительностей («пение» на альтовой домре в долгих длительностях в приёме движения вверх и вниз; филировка звука в коротких длительностях, исполняемых приёмом тремоло);
- совершенствование понятия о формообразовании в музыке (тактовый «шаг», интонационный мотив, смысловое предложение), освоение разницы в организации тактового шага в разных музыкальных размерах.

Методические рекомендации

    Пьесы для освоения диапазона альтовой домры в сборнике выстроены от простого к сложному. Сначала представлены произведения для тренировки навыка игры в позиции, с особым вниманием к легато приёмом тремоло. Далее подобраны пьесы на развитие мастерства игры в других позициях, предлагается изучить средний и высокий регистр альтовой домры. В отдельных номерах указано на какой струне желательно играть произведение, для достижения необходимого результата. Это позволит юному альтисту отработать навык свободного перемещения по грифу, сохраняя свободу игрового аппарата.
    Большое внимание в сборнике направлено на совершенствование основных приёмов игры: движение вверх, вниз, дубль штрих, тремоло, снятие тремоло движением вверх, снятие тремоло движением вниз, начало тремоло с движения вниз, начало тремоло с движения вверх. Важное место в сборнике уделено работе с обратным движением. В некоторых номерах необходимо играть дубль штрихом большую часть произведения или присутствуют элементы дубль-штриха, в других, обратному движению придаётся особое значение, а также один номер знакомит с приемом «подцеп». В конце сборника предложена звуковая работа на приём тремоло, вариативное упражнение на совершенствование приёмов игры и 5 лёгких этюдов. По мере освоения, педагог может усложнить этюды для ученика, подобрав для этого новую аппликатуру, с переходами в другие позиции.
    В начале сборника автором предложена разминка по освоению артикуляции длительностей для будущего применения в пьесах. Юному альтисту нужно учиться различать длительности не только визуально, но и предощущать их в руках. Принцип звуковой артикуляции прост: чем крупнее длительность, тем крупнее задействованный рычаг исполнительского аппарата. Как зрительно, так и в телесных ощущениях, нужно развить навык предощущений длительностей. Например, можно предложить ребенку вообразить разного веса и размера мячи. Совсем маленький и лёгкий мяч ученик возьмет пальцами, а более крупный и тяжелый мяч возьмёт кистью, ладошками. Попросите его представить эту разницу в руках. В реальности в зависимости от размера мяча он неосознанно его взял бы соответствующим рычагом: пальцами, ладошками или основанием кистей, но в раннем детстве он не умел так тонко дифференцировать ощущения и учился на практике.  В музыке так же, сначала нужно научиться различать длительности игровым аппаратом, а потом довести предощущения до автоматизма.
    Разминка предназначена как раз для тренировки артикуляции длительностей с разными центрами тяжести - рычагами (по аналогии с мячами). В ней можно достичь контрастности в долготе звучания длительностей: между шестнадцатой и восьмой, восьмой и четвертной, тренируя навык смены центров тяжести в руках на разные длительности. При этом необходимо говорить ребёнку, что все процессы в музыке являются общими для обеих рук, в том числе извлечение разных по «весу» длительностей, направляя его внимание на слух, на единый для рук звуковой результат. Освоенная звуковая артикуляция позволит юному альтисту «петь» на домре приёмом движения вниз и вверх, искуснее филировать длительности приёмом тремоло и раскрывать их звучание, используя акустические возможности своего инструмента.
    В данном сборнике предложен определенный подход к воспитанию чувства формы. В начале каждого номера, над нотами, изображены скобки – одна простая и две пунктирные. Простой скобкой отмечен тактовый «шаг», пунктирные скобки отмечают первый мотив и первое предложение. Тактовый «шаг», чаще всего, является неизменной величиной в произведении, в отличии от длительностей, мотивов и предложений. Навык владения таковым «шагом» необходим музыканту в исполнительстве, игре с аккомпаниатором, а также для ансамблевой и оркестровой деятельности. Все опоры внутри такта (длительности) должны быть легче тактового «шага», тактовый «шаг» в свою очередь легче мотива и предложения. При разборе новых неизвестных произведений такт и длительности (внутри него) являются началом изучения, а далее формируется мотив и предложение. Чем более выученное, готовое произведение, тем больше внимания уделяется мотиву и предложению, но длительности и тактовый «шаг» -первичны.
    Структура формы у исполнителя всегда отражается в движениях рук. С началом первой доли исполнения произведения у музыканта одновременно в руках проявляется 4 ведущих центра-рычага: мотив, длительность, такт и предложение. Условно, центры тяжести в руках такие: у тактового шага – основание кистей-запястья; у длительностей – разнообразные мини рычаги в пальцах и ладонях; у мотива – запястья; у предложения – предплечья-плечи. Педагогу необходимо формировать данные предощущения у ребёнка. В сборнике предложен номер, знакомящий с полифонией, для развития у ребёнка гармонического слуха, обретения навыка слушания темы в разных голосах. В пьесах сборника отмечены только первый такт, мотив и предложение. Педагог может совместно с ребенком дорисовать структуру произведения, намечая остальные элементы формы.  Обсуждение педагога с учеником формы произведения позволит направить его внимание на смысл содержания и сформирует осознанное чувство формы уже на этапе разбора нот.
    В заключение хочу пожелать молодым и талантливым исполнителям на альтовой домре успешного развития, раскрытия своего музыкального и артистического потенциала. Началом постижения искусства и освоения мастерства игры на альтовой домре послужит приобретение музыкальных знаний, совершенствование приёмов игры и освоение возможностей и звуковых качеств инструмента.

                                                                                                

Смоляр Светлана Михайловна
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 89219240014

    По вопросу приобретения сборников обращаться: ООО «Издательско-Торговый Дом “Скифия”» 190103, Санкт-Петербург, ул. 9-я Красноармейская д. 3\7, пом. 1 н тел: (812) 575-25-66, e-mail: skifi Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  
Сборник можно приобрести на OZON или на ЛитРес (электронную версию).