Международный конкурс им. В.В. Андреева

 

История конкурса

 

Ленинградскому - петербургскому конкурсу юных исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева в 2012 г. исполнилось 45 лет. Датой рождения конкурса можно считать 1967 год, когда у молодого начинающего редактора детского телевизионного вещания Аркадия Клеймана (ныне писателя Клёнова) возникла идея создания детского телевизионного конкурса.

Создатель детского конкурса А.Клейман

Вспоминает Альберт Всеволодович Зверев: "Идея проведения городских конкурсов с целью пропаганды русских народных инструментов зародилась давно. Вспоминаю, как однажды я беседовал об этом с В.Н. Ильиной, первой заведующей кафедрой русских народных инструментов Ленинградской консерватории и получил одобрение. Был разговор и с известным домристом, лауреатом Международного конкурса Э.А. Шейнкманом, руководившим в то время на Ленинградском телевидении неаполитанским ансамблем. Где - то в октябре 1967 года он позвонил мне и предложил явиться на телевидение для обсуждения вопроса о проведении телевизионного конкурса среди учеников музыкальных школ, обучающихся на народных инструментах".

Первый телевизионный конкурс им. В.В. Андреева состоялся в ноябре - декабре 1967 г. и январе 1968 г. в три тура. На каждом туре участники исполняли одно произведение по своему выбору, деления на возрастные группы и на инструменты не было. Играли баянисты, домристы, балалаечники; были и гусляры - вне конкурса. Также принимали участие ансамбли народных инструментов, а впоследствии и оркестры. Помимо учащихся музыкальных школ, где классы балалайки и домры были слабыми и малочисленными, участвовали дети из самодеятельности города.Первое жюри
Председателем жюри был художественный руководитель и главный дирижёр оркестра им. В.В. Андреева, заслуженный деятель искусств Г.А. Дониях. Члены жюри: доценты Ленинградской государственной консерватории А.Б. Шалов, И.И. Шитенков; заведующий отделом народных инструментов музыкального училища им. М.П. Мусоргского Б.Г. Беньяминов; преподаватели училища З.С. Ставицкий, Э.А. Шейнкман; руководитель оркестра баянистов ДК Профтехобразования П.И. Смирнов; заведующий Методическим кабинетом Дома народного творчества В.И. Царёв; директор ДМШ №15 Е.Д. Могилевский; работники Главного управления культуры Ленгорисполкома: начальник отдела кадров Г.М. Демидов и старший инспектор по музыкальным учебным заведениям Л.И. Шилова. Вела передачи Н.В. Широких. Комментировал выступления участников композитор Ю.М. Зарицкий.

Автор и редактор телевизионного конкурса А.С. Клейман рассказывает о Ю.М. Зарицком: "Детский конкурс исполнителей на народных инструментах увидел свет на Ленинградском ТВ именно как телевизионный по своей форме. Телевидение тогда ещё было чёрно - белым, а предварительная видеомагнитофонная запись передач была большой редкостью. В эфир выходили со всеми удачами и огрехами, как тогда говорили "живьём". Это обстоятельство делало нашу работу над конкурсом весьма нервной и напряжённой. Ведь в кадре были не профессионалы - исполнители, а дети, которые помимо волнения, связанного с выступлением, чувствовали себя не очень уверенно под взглядом стеклянного ока телекамеры. День за днём, пока шёл конкурс, мы выходили в эфир 10-12 раз с тридцатиминутными программами. И у нас был свой зритель!

Ю.М. Зарицкий с неподражаемой серьёзностью и юмором, доброжелательностью Состав жюрии принципиальностью комментировал каждое выступление артистов от 6 лет и старше. Разумеется, сами исполнители и находящиеся в этой же студии члены жюри не должны были слышать его комментарии (хотя порой хотели "подслушать" разговоры за перегородкой). Слова комментатора были обращены к телезрителю, и я убеждён, что именно его присутствие делало наши программы интересными и зрелищными. Ю.М. Зарицкий умел "обыграть" и блестящую удачу выступавшего и горькую неудачу маленького исполнителя так, что и то и другое становилось равноправным компонентом концерта. Самое главное и интересное для зрителя было связать свои личные впечатления с мнением Знатока. А Знаток делал своё дело с огромным обаянием, тактично, умно.".

Баянисты Гена Николаев и Юра Давидович разделили первое место на первом телевизионном конкурсе. Оба они стали профессиональными музыкантами. И вот как вспоминает об этом Геннадий Яковлевич:

"Вспоминая о конкурсе нельзя забыть о том времени, когда он возник. 60 - е годы были годами массового пробуждения интереса к исполнительству на народных инструментах. Они всё чаще звучали на концертных площадках города, на радио и телевидении. К концу 60 - х годов не было ни одного Дворца культуры, где бы не обучали на баяне, аккордеоне, балалайке, домре или гитаре. С каждым годом росло количество учащихся музыкальных школ, играющих на этих инструментах. Рос профессионализм музыкантов исполнителей и педагогов. Учащиеся и выпускники учебных заведений уже принимали участие во Всероссийских, Всесоюзных и Международных конкурсах, активно концертировали. В атмосфере такого возрождающегося интереса к народным инструментам возникновение телевизионного конкурса им. В.В. Андреева было естественно и вполне закономерно.

Атмосфера на конкурсе царила очень доброжелательная. И надо отметить, что это помогало юным музыкантам, которым приходилось нелегко: не было ни привычной сцены, ни публики, ни вообще зала. Всё отвлекало, начиная от телекамеры и кончая непривычной акустикой, точнее, её отсутствием. Времени для адаптации тоже не было.

Телепередачи пользовались большой популярностью у ленинградцев. Десятки тысяч телезрителей с удовольствием следили за перипетиями конкурсной борьбы".Организация


Ежегодный телевизионный конкурс просуществовал до 1975 г. Значение конкурса в деле популяризации исполнительства на народных инструментах трудно переоценить. Конкурс дал толчок к дальнейшему более активному развитию исполнительства на народных инструментах, стали открываться новые классы домры и балалайки в музыкальных школах города. Многие участники телевизионных конкурсов и продолжили своё образование в музыкальных училищах и консерватории, стали профессиональными исполнителями и преподавателями. Среди них баянисты Эдуард Ивков, Борис Лукьянчук, Александр Барканов, Виктор Варсановьев, Дмитрий Павлов, Виктор Пигулевский, Раиса Богданова; балалаечник Николай Пашин, домристы Ольга Рогозина, Юрий Макаров, Татьяна Елфимова (Бусленко); гуслярша Марина Пальчевская (Фонина) и др.

"Наиболее яркой звездой был Борис Никитин. Десятилетний мальчик, обладающий прекрасными музыкальными данными, обучался сначала дома, а затем в музыкальной школе у своего отца М.Н. Никитина. Уже тогда он заметно отличался от своих сверстников - баянистов особой выразительностью исполнения и был отмечен дипломами первой степени телевизионного конкурса в 1970 г., 1972 г., 1973 г. В последующие годы юный баянист ещё не раз удостаивался первых премий на различных конкурсах и музыкальных фестивалях. Яркой страницей останется победа Бориса Никитина в 1982 г. на Международном конкурсе "Кубок наций" во Франции, где он был удостоен первой премии и "Гран - при".

Вспоминая годы учёбы Бориса в консерватории, хочется отметить его чрезвычайную устремлённость, разносторонность дарования и огромный творческий потенциал. Занятия с ним в классе доставляли подлинное удовольствие и, мне помнится, я ждал этих уроков и радовался каждому его заметному шагу" (П.И. Говорушко, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор Ленинградской государственной консерватории).


После трагической гибели Ю.М. Зарицкого и перехода на другую работу А.С. Клеймана телевизионный конкурс прекратил своё существование. Но идея конкурса не угасла. Методическое бюро городской секции преподавателей народных инструментов под председательством заслуженного работника культуры РСФСР А.З. Кудрявцева возродило его в новом качестве. В состав бюро секции в то время входили педагогики музыкальных школ: Ю.А. Лихачёв, В.И. Миронов, В.В. Беляев, А.В. Зверев, М.М. Белавин, Г.Н. Гинтов. Народные инструменты в руках соревнующихся музыкантов зазвучали в концертных залах музыкальных школ. Конкурс проходил как серия концертов, в которых участвовали как солисты, так и ансамбли. Председателем жюри был заведующий кафедрой народных инструментов Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории, профессор А.Б. Шалов. Заключительный концерт первого Городского конкурса состоялся 30 января 1981 г. в Доме дружбы.

В 1982 г. председателем городского методического бюро был избран и оставался им до 2004 года В.А. Максимов. Под его руководством, благодаря его неутомимой энергии и при содействии лауреата Всесоюзного и Международного конкурсов, преподавателя Ленинградской государственной консерватории А.И. Кузнецова сразу же началась работа по совершенствованию конкурса. Были выработаны многие структурные и организационные формы, получившие развитие в дальнейшем. Создавался практически новый конкурс.

В IX (1983 г.) конкурсе им. В.В. Андреева участвовали баянисты, аккордеонисты, балалаечники, домристы, гусляры, а также ансамбли и оркестры. Свободные пока ещё по репертуару конкурсные программы исполнителей, были ограничены по количеству произведений и по времени. Прослушивания проводились уже по трём возрастным группам.

Третий тур для струнников проходил в ДМШ №26 Красногвардейского района; для баянистов, аккордеонистов, ансамблей и оркестров в ДМШ № 21 Фрунзенского района. Заключительный концерт впервые состоялся в Ленинградской государственной Академической капелле им. М.И. Глинки.

Уже осенью 1983 г. началась активная подготовительная работа к следующему конкурсу. Лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов, преподаватель Ленинградской консерватории А.И. Кузнецов составил Положение о конкурсе. В 1984 г. после обсуждения на совещании старших преподавателей отделов народных инструментов музыкальных школ оно было утверждено первым заместителем Главного управления культуры Исполкома Ленсовета В.Д. Знаменским. Основные идеи структуры этого Положения сохранились до нашего времени.

X конкурс (1985 г.) характерен своей новизной. В конкурсе уже могли принимать участие не только Ленинградцы, но и учащиеся детских музыкальных школ области, впервые участвовали и гитаристы. Новое Положение регламентировало возрастной состав участников, временные требования по всем возрастным группам солистов, составы коллективов. Конкретизировались репертуарные требования, куда должны были входить обязательные произведения, полифонические (для баяна и аккордеона), виртуозные, обработки народной мелодии, произведения крупной формы, произведения В.В. Андреева и Б.С. Трояновского (для струнников). Была введена 25 - ти бальная система оценок. Появилась своя атрибутика: эмблема, значки, дипломы и грамоты с символикой отражающей специфику состязаний на "Андреевских" конкурсах. Было положено начало созданию архива.
Жюри 1985 года
Конкурс собрал свыше четырёхсот участников разных возрастов и специальностей из Ленинграда и Ленинградской области. Председателем жюри, как и в 1983 году был заведующий кафедрой народных инструментов Ленинградской ордена Ленина государственной консерватории, профессор А.Б. Шалов, почётным членом жюри П.И. Нечипоренко. Второй и третий туры, а также и Заключительный концерт лауреатов состоялись в помещении ДМШ №21 Фрунзенского района. Часть Заключительного концерта была показана по телевидению, остальные участники концерта были записаны и прозвучали на Ленинградском радио.Участники конкурса
Значительную поддержку Конкурсу оказывали председатель Координационного совета, ректор Ленинградской консерватории, Заслуженный деятель искусств, профессор В.А. Чернушенко и председатель Президиума оргкомитета, заместитель начальника Управления кадров, учебных заведений Главного управления культуры В.И. Рожнов.

В XI конкурсе (1987 г.) география конкурса расширилась в пределах Северо - Западной зоны.По составу участников он стал региональным. Таким образом, конкурс получил новый, более высокий статус. В нём уже могли принимать участие коллективы и солисты из самодеятельности. Программы для солистов, ансамблей и оркестров оставались, в целом, прежними. Члены жюри были разделены на три состава. Председателем жюри конкурса и председателем жюри по баяну и аккордеону стал лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов, заведующий кафедрой народных инструментов Ленинградской консерватории А.И. Кузнецов. Председателем жюри по струнным инструментам - заслуженный деятель искусств РСФСР, консерватории А.Б. Шалов. Председателем оркестрового жюри - кандидат искусствоведения, доцент кафедры народных инструментов Ленинградской государственной консерватории Г.Н. Преображенский.
НаграждениеПредседателем оргкомитета был директор Методического кабинета Главного управления культуры Исполкома Ленсовета А.Я. Вильниц.

В связи с тем, что по времени конкурс совпал с IV Всероссийским смотром методических работ, была проведена конференция преподавателей музыкальных школ Ленинграда, Ленинградской области и других городов Северо - Западной зоны РСФСР по актуальным проблемам методики преподавания на народных инструментах. Она состояла из двух частей: теоретической и концерта преподавателей. Одно из наиболее интересных было выступление Е.П. Дмитриевой на тему "Чтение с листа".

На XI конкурсе им. В.В. Андреева под руководством председателя Городского бюро секции народных инструментов В.А. Максимова была опробована новая структура Оргкомитета, где каждый участок организационной работы был закреплён за конкретным человеком.Мастер - класс

Начала свою работу художественно - оформительская комиссия, её возглавила Т.Г. Кузнецова. Не было ни средств, для осуществления задуманного, ни материалов, ни оформителей, ни художников. Несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности она с честью справилась с поставленной задачей: был сделан фотопортрет В.В. Андреева, большая эмблема конкурса на полотне и бумаге, было положено начало созданию фото - летописи.

Впервые была организована выставка музыкальных инструментов отечественных фабрик. Эта традиция сохраняется до сих пор.

XII конкурс (1990 г.) им. В.В. Андреева проводился в рамках I Всероссийского конкурса юных исполнителей на народных инструментах. Победители конкурса им. В.В. Андреева считались лауреатами зонального этапа Всероссийского конкурса. Заметно увеличилось количество участников из других регионов страны. Для работы в жюри были приглашены известные преподаватели и музыканты из других городов: Г.Т. Стативкин (член президиума всесоюзного учебно - методического совета по начальному и среднему специальному музыкальному образованию, преподаватель ДМШ №2 г.Керчь), М.Г. Солопов (профессор Минской консерватории), жюри струнных инструментов возглавил лауреат всесоюзного конкурса, солист Москонцерта, композитор А.А. Цыганков. В последующих конкурсах количественный состав приглашённых членов жюри увеличился.
Жюри баян, аккордеон
Выдержка из записи в книге отзывов и предложений, которую оставил Г.Т. Стативкин:

"Выражаю свою глубокую благодарность организаторам конкурса им. В.В. Андреева за приглашение принять участие в столь интересном и важном событии в культурной жизни не только города Ленинграда, но и всей страны.

Считаю своим долгом подчеркнуть особую направленность сложившихся традиций настоящего конкурса в развитии детской педагогики обучения на народных инструментах. Хочется подчеркнуть высокий уровень участников детского конкурса исполнителей и весьма высокую степень организации".Жюри струнные инструменты

Заключительный концерт XII конкурса состоялся в Зале Академической капеллы им. М.И. Глинки, как 5 - й концерт абонемента сезона 1989 - 90 гг. Абонемент был задуман оргкомитетом, как дополнительная финансовая поддержка конкурса. Концерты абонемента проходили в Концертном зале на Измайловском проспекте. В них принимали участие победители прошлых конкурсов и известные музыканты: дипломанты всесоюзного конкурса Марина Фонина (гусли звончатые) и Владимир Фонин (баян); лауреаты Международных конкурсов Александр и Виталий Дмитриевы (баян); Михаил Данилов (балалайка), дипломант Всероссийского конкурса Леонид Карпов (гитара); заслуженный артист РСФСР Олег Шаров (баян); инструментальный ансамбль "Терем - квартет"; лауреат всесоюзных и международных конкурсов оркестр баянистов Дома культуры профтехобразования - художественный руководитель оркестра заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Смирнов, дирижёр Владимир Смирнов; доцент Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской Николай Кравцов; ансамбль русской народной музыки и песни "Жар - птица" - художественный руководитель Владимир Конов и другие. Сбор концертов абонемента, был перечислен в фонд конкурса юных исполнителей им. В.В. Андреева.

Результаты конкурсаВозглавил оргкомитет  Председатель правления Ленинградского музыкального общества, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии В.А. Чернушенко.


XIII Юбилейный конкурс юных исполнителей на народных инструментах им. В.В. Андреева (в 1992 г. ему исполнилось 25 лет) вошёл в программу Большого детского международного музыкального фестиваля. Для участия в конкурсе в Ленинград приехали дети из Минска , Бреста, Приозерска, Медвежьегорска, Кондапоги, Соснового Бора, Петрозаводска, Волхова, Кемерово, Хабаровского края.
Ведущая конкурса
В Фестивале ансамблей и оркестров народных инструментов проходившего в рамках конкурса приняли участие около 30 ансамблей и 9 оркестров. К сожалению, в последующие годы пришлось отказаться от участия в конкурсе коллективов в виду большого количества участников - солистов.

Благодаря тому, что удалось создать призовой фонд, основу которого составили вступительные взносы участников, дети получили много подарков, в том числе и от Арт Центра "Терем". Российский детский фонд и Фонд культуры отметили стипендиями двух лауреатов. Впервые был выпущен буклет конкурса с полным перечнем программы всех конкурсантов по возрастным группам и инструментам.

Много слов благодарности оставили в книге отзывов участников и члены жюри Юбилейного конкурса.Оргкомитет конкурса
В 1994 году конкурс им. В.В. Андреева при поддержке Первого заместителя председателя Комитета по культуре и туризму мэрии Санкт - Петербурга Н.С. Батенина получил статус международного и стал именоваться I (14) Международным конкурсом юных исполнителей на народных инструментах.

Начиная с 1994 года, количество возрастных групп увеличилось о четырёх по 6 - ти специальностям: баян, аккордеон, домра, балалайка, гусли, гитара. Добавилась юношеская группа, в основном состоявшая из студентов музыкальных училищ, что подняло профессиональный уровень конкурса ещё на более высокую ступень.
Дмитрий Хохлов
В этом же году на основе ксерокопий пьес, исполняемых участниками, была создана библиотека конкурса им. В.В. Андреева. Созданные на материале библиотеке репертуарные сборники дали возможность учащимся и их преподавателям значительно обогатить свой концертный и педагогический репертуар. Создателем библиотеки, её хранителем и архивариусом конкурса является член методического бюро и Оргкомитета с 1987 г., методист Учебно - методического центра по образованию в 1995 г. по 2001 гг. заслуженный работник культуры РФ Л.П. Комарова.


II (15) Международный конкурс (1996 г.) продолжил традиции предыдущего. На торжественном открытии в зале Академической капеллы им. М.И. Глинки участников конкурса приветствовал председатель комитета по культуре Санкт - Петербурга В.И. Яковлев. Состоялся праздничный концерт лауреатов прошлых лет и Академического русского народного оркестра им. В.В. Андреева (художественный руководитель и дирижёр Дмитрий Хохлов).

На конкурс приехали участники из 84 городов различных регионов России, Украины, Белоруссии, Казахстана - всего 342 участника. На торжественном закрытии в зале Академической капеллы победителей награждали дипломами, медалями, подарками. Арт - центр "Терем" выделил нескольким лауреатам специальные стипендии, сохраняя, таким образом, творческие контакты с Андреевским конкурсом.

Награждает Александр Цыганков III (16) и все последующие Международные конкурсы им. В.В. Андреева благодаря поддержке со стороны главного специалиста Комитета по культуре и туризму мэрии Санкт - Петербурга заслуженного работника культуры А.В. Смирнова проходили под эгидой Министерства культуры Российской Федерации.

III (16) Международный конкурс (1998 г.) собрал 369 участников из 81 города. На Торжественном открытии в зале Академической капеллы им. М.И. Глинки как и в прошлом конкурсе выступил Академический русский оркестр им. В.В. Андреева. Конкурсные прослушивания проходили в Лицее искусств "Санкт - Петербург", где была организована видеозапись всех конкурсных прослушиваний. В жюри успешно работали музыканты из Москвы, Нижнего Новгорода, Польши, Санкт - Петербурга, Украины, Уфы, Финляндии. Призовой фонд был установлен Комитетом по культуре Администрации Санкт - Петербурга. Специальные премии учредили Законодательное собрание, Союз Композиторов, Фабрики "Ильмера" и "Арфа" отметили своими инструментами наиболее ярких исполнителей на аккордеоне, балалайке, домре и гитаре.

В IV (17) Международном конкурсе (2000 г.) приняло участие 378 конкурсантов в возрасте от 6 до 18 лет включительно. Молодые исполнители из 94 городов России, Латвии, Украины, Молдовы, Белоруссии встретились на берегах Невы, чтобы продемонстрировать своё мастерство. Из - за большого притока участников были созданы четыре состава жюри. В период прослушивания царила творческая атмосфера, ощущалась высокая степень ответственности среди членов жюри, несмотря на большие ежедневные нагрузки.Награждение в Капелле


Весь конкурс проходил в помещении Лицея искусств "Санкт - Петербург". Как и в прошлые годы в фойе лицея были выставлены стенды с фотографиями участников, стенды по истории конкурса, на сценах в залах для прослушивания - портреты В.В. Андреева и эмблемы конкурса. В культурную программу входили экскурсии по городу и пригородам Санкт - Петербурга. Была организована продажа нот, кассет, выставка музыкальных инструментов, принимались заявки на ксерокопирование нотного материала. Участники получили буклеты с исполняемыми программами. Члены жюри провели мастер - классы. По итогам конкурса состоялась пресс - конференция. По Санкт - Петербургскому радио прошли две передачи с участием членов жюри и председателя Оргкомитета. Председатель жюри

V (18) Международный конкурс, к большому сожалению, состоялся только через4 года - в 2004 г. Как и предыдущие два конкурса он был включён в Федеральную программу Министерства культуры. Приветственное послание организаторы, гости и участники получили от Заместителя министра культуры РФ А.И. Рахаева. Большую помощь при подготовке и организации конкурса оказала заслуженный работник культуры РФ, начальник отдела по территориальных управлений Комитета по культуре Правительства Санкт - Петербурга М.П. Меркурьева.

Так как конкурс пользуется неизменной популярностью, желающих участвовать в нём количественно не уменьшилось, несмотря на большой перерыв.Награждает Александр Дмитриев

Открытие конкурса состоялось в зале Лицея искусств "Санкт - Петербург". В начале торжественной части была зачитана приветственная правительственная телеграмма за подписью первого заместителя министра культуры РФ Л.Н. Надирова. Затем были оглашены и другие приветствия в адрес конкурса и Оргкомитета. В период проведения конкурса состоялся концерт членов жюри: народного артиста РФ А. Цыганкова и заслуженного артиста РФ В. Романько. Как и на прошлом конкурсе, состоялись мастер - классы членов жюри вызвавшие большой интерес со стороны преподавателей.


Закрытие конкурса проходило в два этапа: в зале Лицея искусств "Санкт - Петербург" и в Санкт - Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. Лауреатам вручили специально изготовленные дипломы, медали, специальные призы,. подарки от спонсоров. В концерте приняли участие лауреаты 1 премии. Завершился концерт выступлением "Терем - квартета", что я вилось прекрасным подарком для всех слушателей.

Из книги отзывов: "Спасибо всем организаторам V (18) Международного конкурса им. В.В. Андреева за великолепную организацию, дружелюбную атмосферу, заботу об участниках. Это всё похоже на праздник, где все дети одновременно учатся, соревнуются и общаются..." (подписи преподавателей и детей г. Брянска).

В очерке об истории Международного конкурса им. В.В. Андреева хочется с благодарностью упомянуть о людях, которые непосредственно осуществляют всю организационную работу.

Елена Сергеевная МихайловаБольшая ответственность ложилась на директоров городского Методического кабинета. Это Е.Е. Шепелева (1981 - 1986 гг.), А.Я. Вильниц (1987 г.). Начиная с 1990 г. по настоящее время большую организационную работу проводит директор Учебно - методического центра по образованию, Заслуженный работник культуры РФ Е.С. Михайлова.

На стадии подготовки к очередному конкурсу привлекается большое количество людей разных рангов и положения, но основная часть организационной работы ложилась на группу ведущих преподавателей из состава бюро городской секции народных инструментов.

С 1992 г. официальным и бессменным председателем Оргкомитета всех последующих конкурсов стал энтузиаст своего дела, преподаватель с высоким авторитетом, заслуженный работник культуры России В.А. Максимов. Благодаря своей увлечённости ,требовательности и принципиальности он сумел собрать вокруг себя команду единомышленников, также как и он, бескорыстно преданных делу.Члены жюри конкурса


В разные годы в состав Оргкомитета входили члены городского методического бюро, на которых ложилась основная нагрузка по подготовке и проведению конкурса : В.И. Миронов, Ю.А. Лихачёв, В.В. Беляев, Т.Г. Кузнецова, Г.Н. Гинтов, М.М. Белавин, А.В. Зверев, Л.А. Петухова, В.А. Садков, М.А. Ефимов, А.М. Мишелович, А.В. Усенко, В.В. Панин, Е.И. Муравьёва, Н.Г. Белоблоцкая, А.Г. Николаев, А.И. Дмитриев, Л.В. Соколова, И.Б. Миронова, В.В. Раевский, О.А. Ахунова, Б.М. Лукьянчук, Л.В. Федчина, И.Г. Петров, Б.М. Ахрютин, Л.Н. Иванова, О.И. Гуничева, Е.Ю. Касаткина, Е.С. Щербакова, А.А. Яковлев. Методисты: В.К. Тарасевич, В.А. Мочалов, Л.П. Комарова.

Информационные стендыДля работы в счётной комиссии не однократно привлекались преподаватели музыкальных школ: В.И. Миронов, Т.И. Пронина, А.Н. Васильева, В.Н. Ипполитова, Е.П. Дмитриева, В.Н. Кучина, В.М. Музыченко, Л.Н. Турко, И.М. Белавина, Г.А. Лещенко, Е.В. Рассохина, Д.А. Пенюгин.

Хочется отметить блестящую работу ведущих конкурса Г.А. Ольшевской, Е.Л. Грибановой, О.И. Гуничевой, Е.С. Гуничевой, О.С. Петровых, Л.Н. Турко, А.В. Сивопляс (Потаповой), Е.Ю. Касаткиной.

Необходимо отметить и директоров образовательных учреждений, на базе которых проходили конкурсные прослушивания: М.М. Питулько - ДМШ №9 Кировского района (1983 г.); В.А. Соколова - ДМШ №21 Фрунзенского района (1985 г., 1987 г., 1990 г.); А.М. Сердюка - ДШИ Выборгского района (1992 г., 1994 г.); Д.Т. Мельниченко - Лицей искусств "Санкт - Петербург" (1996 г., 1998 г., 2000 г., 2004 г.); И.М. Малыгину - ДШИ им. М.Л. Ростроповича (отборочный тур 2004 г.).

Администрация зала Академической капеллы в лице заместителя директора , Заслуженного работника культуры России Е.Д. Выходцевой на протяжении многих лет любезно предоставляла красивейший зал Санкт - Петербурга для торжественных мероприятий. Для детей выступления в этом зале всегда было настоящим праздником.Жюри на сцене
Высокий статус Конкурса поддерживается авторитетными Жюри. В его составы входили известные в стране и за рубежом музыканты исполнители и преподаватели средних и высших учебных заведений.

Больше трёх десятилетий (с 1967 г., председатель жюри 1980 - 1987 гг. и 1992 - 2000 гг.) в составе жюри работал заслуженный деятель искусств России, профессор, композитор А.Б. Шалов, имя которого известно во многих странах мира.

Значительный вклад в работу жюри внесли старейшие его члены: с 1980 г. по 1996 г. один из первых членов Оргкомитета, заслуженный работник культуры России, композитор А.В. Зверев. С 1983 г. по 2004 г. председатель Оркомитета с 1992 г. по 2004 г., заслуженный работник России В.А. Максимов; с 1985 г. по настоящее время заслуженный артист России, профессор Санкт - Петербургской государственной консерватории А.И. Дмитриев, преподаватели музыкальных училищ Санкт - Петербурга Т.Г. Кузнецова и заслуженный работник культуры РФ В.А. Игонин.

Обсуждение Всем, кто интересуется исполнительством на народных инструментах, известны имена бывших лауреатов конкурса: это баянисты Виталий Дмитриев, Виталий Пугачёв, преп. Е.П. Дмитриева (Санкт - Петребург), Констатнтин Ищенко, преп. Н.П. Ищенко (Челябинск), Александр Матросов, преп. А.В. Латышев (Чимкент); аккордеонисты Владимир Орлов, преп. И.Б. Миронова (Санкт - Петербург), Дмитрий Гвоздков, преп. Л.В. Федчина (Санкт - Петербург), Олег Бычков, преп. Л.П. Чернобаева (Кемерово); гитаристы Константин Ильгин, преп. Л.В. Соколова (Санкт - Петербург); Алексей и Екатерина Хоревы, преп. А.А. Хорев (Санкт - Петербург); балалаечник Денис Пенюгин, преп. М.М. Белавин (Санкт - Петербург); домристка Анастасия Кузнецова, преп. Т.И. Пронина (Санкт - Петербург); гуслярша Ольга Шишкина, преп. Т.П. Барканова (Санкт - Петербург). Невозможно в кратком очерке назвать всех участников конкурса им. В.В. Андреева, ставших впоследствии музыкантами,  исполнителями, преподавателями. Хочется надеяться, что конкурс и в будущем поможет юным исполнителям подняться на вершины мастерства и найти свой путь в музыке.

Награждение в Большом зале Филармонии
Конкурс юных исполнителей на народных инструментах имени В.В. Андреева занимает особое место в жизни музыкальных учебных заведений Санкт - Петербурга. Это старейший конкурс у нас в стране, пользующийся неизменной популярностью. К участию К участию в нём много и серьёзно готовятся и преподаватели , и самые перспективные =, талантливые учащиеся и студенты. Конкурсантам на сцене нужно продемонстрировать не только собственные успехи и достижения, но и умение преподавателей выявить, развить и показать всё то лучшее, что от природы заложено в юном исполнителе, показать накопленный за долгие годы опыт. Всё то, что мы видим и слышим сегодня - это завтрашний день исполнительства на народных инструментах.

Конкурс способствует профессиональному общению и обмену опытом, воспитанию у детей и юношества любви к национальной культуре, к народному творчеству; знакомит с новейшими произведениями современных композиторов и произведениями классики; обогащает педагогический репертуар учебных заведений; пропагандирует народные инструменты.

 Ансамбль домристов

Материал взят из буклета о конкурсе им. В.В. Андреева "Из истории" (2008 г.).  Автор текста Л.П. Комарова.