Детские коллективы

Образцовый детский коллектив Русский народный оркестр

Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения

«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» (ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)

Один из лучших детских коллективов данного профиля, существует уже более 65 лет.
Его история тесно связана с именами таких прославленных музыкантов и педагогов, как Павел Иванович Нечепоренко и Захар Иванович Ставицкого. Более 40 лет в Русском народном оркестре работает ученица З.И.Ставицкого — Наталия Ивановна Ткачева, которая с 1987 года возглавляет коллектив. На протяжении многих лет складывались традиции коллектива, выстраивалась система подготовки юных музыкантов.
В настоящее время педагогический коллектив состоит из 9 человек: 6 педагогов и 3 концертмейстеров – высокопрофессиональных специалистов, выпускников ведущих музыкальных ВУЗов Ленинграда - Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова). Семь педагогических работников имеют высшую квалификационную категорию.
На протяжении многих лет представители Русского народного оркестра ГБНОУ «СПБ ГДТЮ» возглавляют Городское методическое объединение руководителей и педагогов русских народных оркестров Учреждений дополнительного образования детей Санкт-Петербурга.
Методические разработки педагогов-основателей оркестра нашли свое продолжение у нынешних педагогов и воплотились в Комплексной образовательной программе Русского народного оркестра, которая является Лауреатом V Всероссийского конкурса Авторских образовательных программ (2002).
В «Комплексной программе» профессионально представлены методики обучения на домре, балалайке-приме и баяне. Разделение на дооркестровый и оркестровый периоды представляется обоснованным и целесообразным для более продуктивной работы как отдельно каждого обучающегося, так в целом оркестра.
В индивидуальных классах ребята осваивают один из русских народных инструментов (домру, балалайку или баян), получают широкое представление о своем инструменте, его истории, конструкции и возможностях; имеют возможность обратиться к лучшим образцам русской (советской) и зарубежной композиторской школы, обработкам народных песен.
Методика обучения включает в себя все основные этапы обучения: постановку исполнительского аппарата, изучение основ элементарной теории музыки, чтения с листа, освоения оркестровых партий. Одним из главных ее достижений является то, что она предусматривает наличие индивидуального маршрута каждого ребенка и позволяет в результате присоединиться к одной из интереснейших форм музицирования — коллективной (ансамблевой, оркестровой) игре.
Свои исполнительские возможности коллектив представляет на различных концертных площадках Санкт-Петербурга, выступая в городских массовых мероприятиях, в различных концертных программах, на городских фестивалях и конкурсах, отчетных концертах. В отчетных концертах коллектива всегда принимают участие обучающиеся дооркестрового периода: такие творческие выступления готовят ребят к обучению на следующей «оркестровой» ступени, в составе коллектива — Русского народного оркестра. Педагогическим коллективом создана среда, в которой у каждого ребенка есть возможность максимально раскрыть свои творческие способности в исполнении произведений соло, с аккомпанементом, в составе оркестра. Участие в таких концертах самых маленьких воспитанников и выпускников, говорит о преемственности в коллективе.
Интересен подход к репертуару: солисты, пройдя уникальную методику обучения до оркестрового периода, могут исполнять как обработки народных песен, так и классические произведения: все зависит от уровня одаренности и подготовки обучающегося, его индивидуального маршрута, составляемого педагогом.
Выступления оркестрового коллектива отличают логичные построения концертных программ. Произведения могут сочетаться по музыкально-историческим эпохам, по жанрам, по образной тематике и всегда это звучит очень живо, позволяя слушателям совершать своеобразные «музыкальные путешествия». Заслуживает особого внимания постоянный интерес руководителя и педагогов к произведениям композиторов-классиков. Работа над произведениями «нетипичных» для русского народного оркестра композиторов Каччини, Вивальди, Гайдна, Рахманинова, позволяют воспитывать музыкальный слух, оттачивать технику ансамблевой игры, расставлять нужные акценты в нюансировке и является основой для дальнейшего изучения произведений различных стилей и эпох. И всегда насыщенно, мощно, с удалью и размахом звучат обработки русских народных песен, вызывающие восторженные отклики публики и требования исполнить номера на «бис».
Детский коллектив выступает на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга, Большом концертном зале «Октябрьский», Большом зале филармонии, Концертном зале Государственной академической капеллы, в Концертном зале «Карнавал», залах Аничкова Дворца. Оркестр и его солисты принимают участие в городских концертах, фестивалях, конкурсах. Юные солисты оркестра постоянные участники абонементов «Музыкальная азбука» для малышей из Отдела предшкольного образования ГБНОУ «СПБ  ГДТЮ».


Несколько лет подряд юные музыканты принимают участие в концертах, посвященных Ленинградскому Дню Победы. В мае 2013 года Русский народный оркестр принял участие в программе заключительного
этапа проекта по патриотическому воспитанию «Со славою отцов — к надежной защите Отечества», посвященной Музыканты оркестра всегда принимают участие в мероприятиях, посвященного Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне и в честь 70-летия суворовского движения в России.
В конце 2010 года Русский народный оркестр успешно принял участие в городских праздничных концертах, посвященных творчеству выдающегося петербургского российского композитора Андрея Павловича Петрова. В Большом концертном зале «Октябрьский» прозвучали «Цыганский танец» (с участием Образцового детского студии танца и пластики «Метаморфозы») и «Романс о романсе» (солистка — Манана Гогитидзе) из кинофильма «Жестокий романс».
В городских концертах Русский народный оркестр часто выступает с Образцовым детским хореографическим коллективом Ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского, Образцовым детским коллективом студией танца и пластики «Метаморфозы», музыкально-эстрадным театром-студией «Розыгрыш» ГБНОУ "СПБ ГДТЮ".
Деятельности коллектива была посвящена программа «Шоумания», снятая для кабельного канала «Теледом» в 2013 году.
Гордость оркестра - это его выпускники. За прошедший период несколько ребят были удостоены почетного звания «Звезда Дворца». Несмотря на то, что подготовка музыкантов-профессионалов не является главной целью деятельности коллектива, многие выбирают профессиональную тропу, продолжая обучение в музыкальных колледжах Санкт-Петербурга. Отрадно, что многие выпускники являются родителями нынешних обучающихся.
В 2010 году Русский народный оркестр успешно выступил на Международном конкурсе детского творчества «ТеремОК». Но помимо заслуженного звания Лауреата этот конкурс запомнился обучающимся и педагогам коллектива участием в мастер-классе, который проводил Заслуженный артист России Андрей Смирнов, а также совместным выступлением с музыкантами прославленного «Терем-квартета». Эти события нашли отражение в фильме «И целого мира мало», созданного к 25-летию творческой деятельности коллектива.


Педагоги:
Ткачева Наталия Ивановна (дирижер и руководитель коллектива) - Лауреат премии Мэра «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник культуры Российской Федерации;

Афанасьев Дмитрий Алексеевич (класс балалайки)
Капляр Анна Львовна (класс домры);
Корзун Сергей Петрович (класс баяна);
Васильева Виктория Геннадьевна (класс домры);
Одегова Маргарита Геннадьевна (класс домры);
Ткачева Наталия Михайловна (класс домры, балалайки);

Концертмейстеры:
Грибанова Анастасия Петровна - Почетный работник общего образования РФ;
Молоткова Наталья Александровна;
Скворцова Юлия Борисовна.

Коллектив развивается, смотрит в будущее, впереди новый репертуар, интересные выступления, новые ребята и их родители, которые отдадут частичку себя делу сохранения и развития традиций исполнительства на русских народных инструментах.